Все работы                         На главную                         Содержание




Работа с фонограммой и микрофоном


    В последние годы наши учащиеся постоянно выступали на различных концертных площадках городского, всероссийского и международного уровня - таких, например, как ежегодные конкурсы ССУЗов города, «Студенческая весна», «Россия молодая», «Восходящая звезда», «Молодые дарования», междунароный фестиваль "Звуки и краски мира", конкурсы патриотической и армейской песни и т.д. График выступлений был довольно плотным, особенно каждую весну, когда выезжать на всевозможные фестивали, концерты и конкурсы приходилось по нескольку раз в месяц. При этом практически все участники этих выступлений пели под фонограммы. И только наши студентки вокального класса Н.К.Корневой выступали под аккомпанемент рояля. Несмотря на то, что они и при этом нередко занимали первые места (Екатерина Козлова – I место на конкурсе ССУЗов города, Ия Джгереная – I премию на международном конкурсе «Золотая пальмира», Дарина Деревягина – премию «Гран При» на городском конкурсе «Россия молодая»), мы всё же пришли к выводу, что им надо также осваивать пение под фонограмму с микрофоном. А это, в свою очередь, требует от нас овладения цифровой техникой – в частности, различными программами для записи и обработки звука.
    Автору, как концертмейстеру, пришлось приобрести синтезатор и в течение нескольких месяцев изучать звукооператорские «премудрости», а затем делать на синтезаторе множество минусовых фонограмм с их последующей компьютерной обработкой. Эти записи до сих пор используются нами (педагогом и концертмейстером) как в повседневной работе на уроках вокала, так и на выступлениях. Таким образом, фонограммы постепенно стали неотъемлемой частью всевозможных концертных мероприятий последних лет.

    Первоначально музыка записывалась на различных носителях, в зависимости от воспроизводящего устройства – на аудиокассетах (при наличии деки, микшера и усилителя), на дискетах (при наличии соответствующего синтезатора как MIDI-контроллера) и CD-дисках. В период примерно с 2005 по 2008 год почти повсеместно звукооператоры музыкальных конкурсов требовали, чтобы фонограммы были выполнены исключительно на CD-дисках в формате CDDA с закрытой сессией, поскольку именно таким образом выполненные записи в наибольшей степени отвечают как требованиям к качеству звука, так и возможностям воспроизводящей аппаратуры. Однако в последние два года запросы операторов ещё более повысились, поэтому на сегодняшний день стандартным для записи и воспроизведения «минусовок» является формат WMA, как в наибольшей степени отвечающий требованиям к качеству звука. Распространенный формат MP3 считается непрофессиональным, а потом нежелательным. При этом вопрос о типе носителя стал на сегодняшний, к счастью, непринципиальным. Надо признать, что записи «минусовок» требуют большой и длительной подготовительной работы, а также значительных материальных затрат.
    Программами для записи, с помощью которых изготовлялись наши фонограммы, явились «Cakewalke», «Sonar» и «Nuendo», а для обработки звука – «Vegas», «Sound Forge» и «Pianissimo». Хочется особо отметить, что работа над фонограммами должна рассматривается не только с технической стороны, то есть как процесс наигрывания на синтезаторе и форматы «конечного продукта», но и с художественной – сюда относятся фактура и оркестровка, оптимальные для каждого конкретного случая, правильный подбор тембров, избегание «механистичности» звучания аудиодорожек.

    Необходимо отдельно остановиться на пении с микрофоном. Это специфический вид певческого искусства, весьма отличный от классического вокала. Микрофон требует меньшей силы и глубины подачи звука, чем это требуется в академическом пении. Его необходимо держать постоянно на точно выверенном расстоянии от источника звука, то есть речевого аппарата. И именно исполнение под фонограмму прививает нашим учащимся умение владеть микрофоном, доносить до слушателя текст песни, и, что самое главное – он способствует выправлению чистоты интонации, ибо акустика выдаёт любую малейшую звуковысотную неточность.
    Хочется подчеркнуть, что мы никогда не используем в работе караоке, которое изначально рассчитано на «усреднённого» исполнителя, не имеющего, как правило, слуховых, ритмических и голосовых данных, а зачастую и музыкального вкуса. Все фонограммы, которые мы делаем, выполняются индивидуально для каждого ученика или ученицы (либо для конкретного ансамбля), в зависимости от их данных: силы звучания голоса, манеры исполнения и т.д. А поскольку нашим исполнителям не всегда удаётся интонировать чисто, то приходится вплетать в музыкальную ткань вокальную мелодию, накладывая с этой целью при записи отдельную звуковую дорожку (например, с тембром флейты или иного приближенного к тембру голоса инструмента). Что касается поддержки ударных, то мы никогда не злоупотребляем ими, – а ведь этим грешит большинство современных «минусовок», и особенно в караоке. Фонограммы должны быть выполнены с музыкальным вкусом и отличаться изяществом и прозрачностью фактуры, что в немалой степени может поспособствовать победе на вокальных конкурсах.
    Особую благодарность хочется выразить бывшему учащемуся колледжа С.Л.Васильеву за его неоценимую техническую помощь и поддержку в изготовлении фонограмм.


2006 г.




Все работы                   На главную                   Содержание