Все статьи и заметки                                                             Главная





Так называемая "Лунная"
(2000)



    Вряд ли когда-нибудь среднестатистический любитель музыки самостоятельно дозреет до того, чтобы перестать наконец называть 14-ю фортепианную сонату Людвига ван Бетховена «Лунной». Похоже, красивенькое и легкомысленное это название приклеилось к ней навеки. А жаль. Жаль, что в сознании огромной армии меломанов эта глубоко драматическая и даже трагическая музыка превращена в душещипательный салонный романс.
    Но, во-первых, с большой натяжкой определение это применимо только к первой части сонаты из трёх (обеим сонатам опуса 27, 13-й и 14-й, композитор, как бы в извинение за известное отклонение от традиционной сонатной формы, дал подзаголовок «Quasi una fantasia»). К остальным двум частям – светлой и слегка танцевальной (но не менее глубокой) второй и бурной, полной яростного отчаяния третьей – ни с какого боку лунные пейзажи не пристегнёшь.
    А во-вторых, общеизвестно, что ярлык «Лунная» был прилеплен к этому гениальному произведению лишь через тридцать лет после его написания и через пять лет после смерти автора, то есть в 1832 году, когда лично знавший композитора немецкий поэт романист, драматург и музыкальный критик Людвиг Рельштаб написал, что музыка первой части напоминает ему «лунный свет над Фирвальдштедским озером».

    И понеслось!.. То есть пошло в народ. Что хуже всего – в детское неиспорченное сознание! Сегодня почти любой ребёнок, входящий в мир фортепианной музыки и пытающийся неокрепшими пальчиками «ковырять» знаменитые начальные триоли, уже настроен воспринимать эту музыку как слащавый ноктюрн, не более. Обманывает кажущаяся техническая простота, и не только первой части этой сонаты. С таким настоем, понятное дело, труднее потом открывать для себя всю её глубину, её истинное содержание. И самое печальное, что часто эти потуги поощряются взрослыми.
    Вот, пожалуйста! Очередная, выпущенная только что, детская энциклопедия «Отчего и почему?». Открываем и читаем: «Немецкий композитор Бетховен написал музыку, которую назвал «Лунная соната». Послушай её и представь Луну на ночном небе». И картинка рядом: огромная Луна, и на её фоне сидит мышка на колоске.

    Несчастная любовь к 17-летней графине Джульетте Гвиччарди, ученице композитора, которой и посвящены обе сонаты оpus 27, и которая, как пишут, отвергла его и предпочла другого, более состоятельного композитора, отчего Бетховен и написал «с горя» эту музыку – это большей частью романтические домыслы обывателя, которому хочется думать именно так; гораздо понятнее в связи с ней отчаяние осознавшего свою глухоту музыканта.
    А тут – мышка! Понятно, что детям надо доходчиво разъяснять сложные вещи, но в данном случае лучше уж никак, нежели так. Пусть ребёнок вырастет и сам дозреет для того, чтобы слушать и понимать эту сонату адекватно авторским идеям!
    Думается, что великий композитор вряд ли был бы в восторге от такого извращения его замысла.