Главная                   Содержание                   Другие авторы


    Обучение основным певческим навыкам и работе над художественным образом вокального произведения студентов музыкального модуля Педагогического колледжа N 2 по специальности "Организатор музыкальной деятельности в дошкольном учреждении"
    (2001)


    Часть 1.
    Развитие вокально-технических навыков
    в классе постановки голоса СПВПУ N 2


    О занятиях в классе вокала

        На музыкальном модуле нашего педагогического колледжа, после окончания которого студенты получают квалификацию руководителя музыкальной деятельности, они овладевают обязательными музыкальными дисциплинами, в числе которых - предмет постановки голоса (вокал), необходимый им в их будущей работе, и прежде всего во время прохождения педагогической практики.
        Постановка голоса, то есть приспособление и развитие его для профессионального пения, - это процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков, выработка полезных и правильных певческих привычек. И конечно, помимо этого студент должен овладеть также умением раскрыть художественный образ вокальных произведений ( в том числе – произведений профессионального репертуара, то есть песен для детей). Учащиеся, поступающие к нам после 9-го класса в возрасте 15 – 16 лет, часто находятся в переходном возрастном периоде - у них заканчивается или продолжается мутация голоса, - поэтому занятия пением должны осуществляться с большим вниманием со стороны педагога, учитывая индивидуальность учащихся, каждый из которых обладает только ему присущими физическими, психическими и вокальными данными.
        В отличие от студентов, поступающих в музыкальные училища или Консерваторию, где пение становится их профессией и их путь продолжается на сценах музыкальных театров или в концертной исполнительской деятельности, и где при поступлении основное требование - наличие хороших голосовых данных (тембр, сила, диапазон и т.д.), наши абитуриенты - за очень редкими исключениями - не обладают природными вокальными данными. Они не имеют, как правило, специального музыкального образования и вокальной подготовки. У 90 % наших студентов поэтому наличествует тип минимального рабочего голоса. Это - короткий, чуть больше октавы, диапазон (обычно в пределах до1 - ми2); не всегда устойчивая интонация; отсутствие верхнего регистра и тембральной окраски голоса; незначительная сила звучания; сипота либо на всём диапазоне, либо, в лучшем случае, части его; ломка голоса на переходных нотах, тусклое его звучание. Весьма часто, к сожалению, имеет место неточная интонация пения. Все эти недостатки понятны и объяснимы, если учесть, что наши учащиеся - в основном девушки в период мутации голоса, переходный для него, когда приступать к занятиям нужно очень осторожно и индивидуально. В случаях явно выраженного нездоровья голосового аппарата девушка должна пройти осмотр врача-фониатра.
        Всё это характерно для переходного периода, а потому в основе обучения пению лежит принцип постепенности и последовательности в овладении вокальным искусством - от простого к сложному. Сначала длительность вокальных занятий не должна превышать 20 – 25 минут, затем, при появлении навыков вокальной техники и здоровом состоянии голосового аппарата, время занятий может быть увеличено до 40 – 45 минут. Желательно не менее двух занятий в неделю, но у нас это время жёстко ограничено одним уроком в неделю. Важен для овладения мастерством пения и принцип избирательного подхода к учащимся, поскольку каждый из них - это индивидуальность, обладающая только ей свойственными физическими вокальными особенностями.
        Обобщая свой более чем 25-летний опыт работы в классе постановки голоса Педагогического училища, остановлюсь подробнее на вокальном воспитании учащихся, особенностях природы голосового аппарата, развитии музыкального вкуса, специальных знаний и исполнительского мастерства студентов.


    Строение голосового аппарата

        Безусловно, занимаясь вокалом, учащиеся должны знать анатомию голоса, чтобы сознательно овладевать необходимыми вокальными навыками.
        Звук певческого голоса зарождается в гортани, представляющей собой сложное образование из хрящей, мышц и связок. Это часть дыхательного тракта, расположенная между глоткой и трахеей. Гортань подвижна - она может подниматься и опускаться. Система мышц гортани выполняет работу по расширению и натягиванию голосовой щели.
        Голосовые связки образуют звук при своём смыкании. В грудном регистре связки смыкаются полностью, а по мере повышения звука, особенно на крайних высоких нотах, активно работает их передняя часть. Если голосовые связки - вибрационный механизм, где рождаются звуковые волны голоса, то энергию для звуковых волн даёт дыхательная система.
        Дыхательная система состоит из трахеи, бронхов и лёгких. В лёгких нет мускулатуры, за счёт которой они могут совершать дыхательные движения, поэтому эту функцию совершают мышцы, находящиеся в стенках грудной полости. Вдох осуществляют мышцы, разводящие рёбра и расширяющие тем самым грудную клетку. Они приводят в действие важнейшую мышцу вдоха - диафрагму. При вдохе купол диафрагмы уплощается, мышцы растягиваются вниз. Если рёбра раздвигаются достаточно широко, вдох получается глубоким и полным. При выдохе диафрагма, совершая ряд колебательных движений, как бы сопротивляется ему, сдерживая утечку воздуха. Всё вместе создаёт ощущение воздушного столба, опирающегося на диафрагму.


    Дыхание. Его роль в пении. Звук.

        Дыхание - одна из сторон процесса голосообразования. Дыхательные навыки необходимы в овладении пением для начинающих учащихся. Работа над дыханием в процессе обучения - она из главных сторон в развитии и становлении голоса. В пении мы пользуемся смешанным дыханием - рёберно-диафрагмальным, при котором гортань остаётся наиболее свободной и подвижной. На наших вокальных занятиях я всегда слежу, чтобы рот студентки был во время пения полуокруглым, а нижняя челюсть - свободной и немного опущенной. Это помогает гортани занять удобное для пения положение. В своей работе я применяю, как правило, мягкую атаку звука, которая помогает сохранить чистоту тембра; она должна быть достаточно чёткой, чтобы не превратиться в придыхательную.
        Звук находится в прямой зависимости от дыхания, она - его опора. Организация правильного вдоха и задержанного выдоха даёт певческую установку высокого звучания голоса. Звук может быть разным: «тёмным» и «светлым», «собранным» и «широким», «близким» и «далёким», «плоским» (открытым) и «округлым» (прикрытым).
        «Собранный» звук сходен со сфокусированным лучом света, а «несобранный» воспринимается как тусклый, поскольку, проходя через ротовую полость, захватывает мягкие части боковых стенок языка. Чтобы собрать звук, нужно стараться как бы сконцентрировать его в районе твёрдого нёба, верхних зубов и области головного резонатора. Тогда он будет ярким и близким.
        На уроках вокала наши студенты овладевают так называемой академической манерой пения, когда звук должен быть прикрытым. При этом слегка опущена челюсть и гортань, приподнято мягкое нёбо, что даёт купол ротоглоточной полости и способствует расширению диапазона. Таким образом голос становится богаче, ярче и звучнее.
        Опасно, когда учащиеся перебирают дыхание. В пении немаловажно умение распределять взятый воздух на нужную вокальную фразу. Плавность выдоха способствует ровности вокальной линии, предотвращает невольные выкрикивания отдельных нот как следствие толчкообразного неровного дыхания.
        В процессе правильной тренировки дыхательная мускулатура постепенно укрепляется, приобретает гибкость и эластичность. Этим избегается перегрузка или запертость дыхания, достигается лёгкость его во время пения.
        Важно следить за тем, чтобы при исполнении произведений не было эмоционального перехлёста, ибо тогда дыхание может стать неуправляемым, исказить качество звучания голоса и его выразительность, а ведь именно эта последняя и является главной целью поющего. Дыхание должно являться средством художественной выразительности; в зависимости от характера исполняемых произведений меняется в определённой мере и характер дыхания: в живых, весёлых, светлых сочинениях дыхание должно быть более лёгким, задержка вдоха - не очень активной, а в произведениях драматического характера вдох – более глубокий, выразительный, задержка дыхания в таком случае будет более интенсивной.
        В зависимости от дыхания находится и качество звука. Если учащийся увлекается только технической стороной дыхания - его силой и продолжительностью, не ставя никакой художественной задачи, то звук получается прямой, «некрасивый», происходит зажатие мышц и общее напряжение туловища, искривление рта и т.д. Если же учащийся поёт с нюансами, выразительно, поставив перед собой музыкально-художественную задачу, то и звучание голоса меняется тембрально в лучшую сторону, соответствуя характеру произведения, а главное - исчезает мешающая исполнению зажатость. Осмысление содержания сочинения помогает найти нужное общее состояние и убрать лишнее напряжение, мешающее естественному голосообразованию. Развитие и закрепление дыхательных навыков зависит от воли и тренировки. И если определённая фраза из произведения должна быть спета на одном дыхании, то нужно добиваться этого на каждом занятии, чтобы найденное не носило случайный характер.
        Нельзя также увлекаться и протяжённым дыханием - на две и более фраз, чтобы не превратить процесс дыхания в самоцель и не исказить художественный образ. Качество звука при таком дыхании ухудшается, голос делается напряжённым, тембр теряется – и в результате оставляет желать лучшего выразительность пения.
        Дыхание, помимо всего прочего, имеет и значение знаков препинания. Вдохом можно показать или оттенить литературную фразу, выделив тем самым её смысл.
        Бывают случаи, когда учащийся с усилием допевает какую-либо фразу, испытывая явное напряжение всего корпуса, а следующий вдох вызывает ещё большее напряжение; получается запертое дыхание, при котором зажаты и напряжены все мышцы гортани и дыхательной мускулатуры. В таких случаях полезно направить внимание учащегося на то, чтобы перед новым вдохом на краткий миг расслабить все мышцы, освободиться, передохнуть, а затем взять вдох спокойно и легко. Главное – чтобы ученик знал свои недостатки, представлял себе поставленную задачу и стремился к определённой цели.


    Виды атаки звука

        Основным фактором голосообразования является момент, когда после вдоха и краткой задержки управляемое волей певца дыхание делает первый толчок на голосовые связки, приводя их в колебательное движение. Способ смыкания голосовых связок, их переход от дыхательного положения к певческому называют атакой звука.
        Атака звука может быть следующей:
        а) придыхательная атака - сначала идёт струя дыхания, и на этой струе смыкаются связки. Однако используем мы её лишь в особых случаях, как краску, средство выразительности. Наиболее приемлем данный вид атаки звука при исполнении джазовых произведений.
        б) твёрдая атака - плотное, мгновенное смыкание связок, требующее активного давления воздуха. Она даёт яркий, отчётливый звук с сильным включением в работу гортанного сфинктера. Порочность её - горловое звучание, происходящее от «жёсткости» работы связок (сначала смыкание, а потом - подача воздуха). Может также использоваться как краска.
        в) мягкая атака - голосовая щель смыкается лишь настолько, насколько это надо для воспроизведения звука. Она обеспечивает точную интонацию звука и спокойное, плавное, без толчка и придыхания начало звука, позволяющее придать голосу наилучший тембр. Мягкая атака щадит связки и может быть рекомендована всем нашим студентам для работы на уроках.
        Атака звука напрямую связана со взаимодействием дыхания и работой гортани. Чем увереннее и определённее звучит голос с первого момента возникновения звука, тем лучше для исполнения упражнений и, конечно же, вокальных произведений.
        Певческий звук, образовавшийся в результате мягкой атаки, необходимо поддерживать посредством опоры дыхания до конца его длительности (в зависимости от музыкальной фразы), сохраняя таким образом вдыхательную установку.


    Звуковедение

        На наших уроках мы уделяем большое внимание развитию legato в пении, то есть ровному и плавному звуковедению. И здесь большую пользу приносит разучивание вокализов, в основе которых - легатное пение на различные гласные. Ведь зачастую учащиеся, стремясь к хорошей дикции, перестают контролировать звучание гласных; звукообразование при этом становится прерывистым, разделённым на отдельные слоги.
        При пении на гласные «а», «э», «и», «о», «у» вырабатывается плавный переход от одного звука у другому. Добавляя к ним согласные - например, «ма», «мэ», «ми», «мо», «му» - продолжаем работу уже в этом сочетании (оно может меняться: «да», «дэ», «ди»... «бра», «брэ», «бри»... и т.д.) Поющая произведения ученица должна стараться, ни на секунду не прекращая звучания гласной, чётко и быстро проговаривать согласные. Один звук при этом переливается в другой без какого-либо перерыва или толчка.


    Интонация

        Очень часто наши учащиеся при поступлении не обладают хорошей интонацией. В процессе пения неточной интонации может способствовать неумение постепенно расходовать дыхание, экономно его распределять. Оно становится толчкообразным, выдох происходит бесконтрольно и с нажимом, звук идёт с пропусканием лишнего дыхания.
        Интонация может быть нечистой и в том случае, когда голос форсируется, что приводит к искусственному расширению звука, неестественной его силе. Обычно интонация в этом случае понижается. Отсюда вывод: необходим правильный подбор репертуара, с избеганием драматических произведений, пока голос не окрепнет, а вокальные навыки не станут привычными.
        Ещё одна причина неточной интонации - вялая подача звука, являющаяся результатом вялого произношения согласных. Отчётливая дикция обычно помогает, делает звук близким и способствует чистоте интонации. Для этого я предлагаю также в своей работе с учащимися, чтобы они для начала мысленно представили себе интонацию и характер звука, а затем сразу взяли его очень точно. Если нет точного представления о музыкальной фразе, то она почти наверняка будет неверна интонационно. Ноты в таком случае часто берутся «с подъездом», что засоряет мелодию.


    Регистры

        С самого начала большая работа идёт по выравниванию регистров голоса. Прежде всего это укрепление среднего регистра - рабочей части голоса («центр»). И только укрепив середину, мы начинаем тщательно и осторожно переходить к верхнему регистру. Сначала высокие ноты поются как проходящие, а затем уже - с задержкой. Над этим приходится работать достаточно долго, увеличивая диапазон голоса учащегося очень постепенно, по полтона, обращая особое внимание на так называемые переходные ноты (ми-бемоль, ми второй октавы).
        Лёгким голосам нельзя пользоваться на нижних нотах массивным звучанием. А верхние ноты обычно они пытаются петь громче, нежели все остальные. Отсюда излишняя торопливость перед взятием верхней ноты, и затем - отрыв её от линии звуковедения. Это сопровождается поднятием плеч, напряжением мышц гортани, потерей опоры дыхания. Поэтому я стараюсь добиваться того, чтобы высокая нота не пелась громче других. Держать её нужно не более, чем указано композитором, в противном же случае выдаётся дурной вкус исполнителя. Брать верхнюю ноту на «форте» можно лишь тогда, когда она является кульминационной, соответствуя при этом динамическому оттенку.


    Тембр

        В процессе занятия с учащимися мы совместными усилиями стараемся изменить к лучшему тембр голоса. Сюда надо отнести и правильное формирование гласных. Часто это - резкое «и», плоское «а» и т.д. В этом случае постепенное смягчение и округление гласных изменяет в благоприятную сторону весь тембр.
        Мы стремимся в работе к округлому, мягкому и «близкому» звуку на высокой позиции , то есть такой, которая даёт самое чёткое ощущение высоты звуков на всём рабочем диапазоне от самой нижней до самой верхней ноты. При этом необходима постоянная опора дыхания. Для выработки «близкого» звучания важна работа над энергичным произношением каждой согласной, что создаёт ещё и эффект силы звука без излишнего усилия от поющего. Сила звучания для каждой ученицы разная в зависимости от вокальных данных; она должна выявлять её тембр с наилучшей стороны, а тембр голоса - это, пожалуй, наилучшее его качество. Форсировка голоса приводит к утрате его тембра и к расшатыванию голоса.


    Дикция

        В пении очень большое значение имеет дикция. Яркое произношение устанавливает контакт поющего с теми, кто его слушает, даёт им возможность понять смысл исполняемого произведения. Особенно это относится к песням для детей, которые наши учащиеся исполняют на педагогической практике, а позднее, по окончании училища - работая организаторами музыкальной деятельности. Энергичное выговаривание гласных «приближает» звук, формируя его на высокой позиции и вызывая яркое звучание.
        В распевках нашим учащимся помогают упражнения на сочетание гласных и согласных (например, «ма – мэ – ми – мо – му» или «ба – бэ – би – бо – бу»). Хорошая дикция способствует большей образности слова, фразы и, в конечном счёте, содержания. Она развивает и технические основы пения, укрепляя дыхание, поскольку при вялых согласных происходит утечка воздуха, приводящая к быстрому расходу дыхания.
        У начинающих учащихся при отсутствии дефектов речи имеет место небрежное произношение слова, что указывает на вялый артикуляционный аппарат. Систематическая работа, самоконтроль учащихся и внимание педагога помогают в этом случае добиться хорошей дикции.


    Часть 2.
    О работе на уроке



    Контакт с учащимися

        При подготовке к уроку нужно учитывать, что ученицы, приходящие в класс, имеют различный характер и темперамент, поэтому к каждой из них нужно найти определённый подход, чтобы добиться в работе результативности. Есть учащиеся, отличающиеся неорганизованностью, им трудно сразу же включиться в урок. Они любят жаловаться на неважное состояние голоса, на то, что голос «не звучит». Если так - нужно собрать и активизировать их внимание в работе над упражнениями, вокализами и произведениями, не проявляя сочувствия к «нездоровью». Обычно учащиеся увлекаются, становятся более собранными и активными.
        Есть в классе и такие студентки, у которых несколько заторможено восприятие. Они очень волнуются на уроках, а тем более - на зачётах. Тогда для начала я интересуюсь её делами в училище и дома, стараюсь быть приветливой и доброжелательной - и постепенно происходит раскрепощение такой ученицы; можно начинать заниматься с ней, всячески подбадривая и поддерживая её, когда вдруг начинает звучать та или иная музыкальная фраза или часть произведения.


    Упражнения и вокализы


        Переходя в начале урока к работе над вокальными упражнениями, обязательно слежу за постановкой корпуса ученицы, так как мышечная свобода всего тела является первоосновой для творческого состояния поющего. Во время пения руки и плечи исполнителя должны находиться в естественном состоянии, недопустимо облокачиваться на рояль и вообще стоять неровно, то есть должна быть определённая мышечная установка всего корпуса.
        Упражнениям я отвожу обычно 10-15 минут урока. Это и гимнастика голоса, вырабатывающая его эластичность, и средство приобретения мастерства, нужного для разрешения художественных задач при исполнении вокальных произведений. В основе обучения пению лежит таким образом единство музыкального и вокально-технического развития.
        Весьма полезно в эту часть урока включать фразы из художественных произведений, которые представляют для учащихся определенную техническую трудность. Такие упражнения помогают развитию подвижности голоса, которой должны обладать не только лёгкие сопрано, но и более центральные, а также низкие голоса.
        В раздел упражнений мы включаем по возможности разные виды вокальной техники: гаммы, малые и большие арпеджио, интервалы, форшлаги, пение на staccato и legato, на гласные и их сочетание с согласными. Гласные «а», «э», «и», «о», «у» должны звучать прикрыто, округло и чётко. Каждая согласная подстраивается одна под другую по своей величине и по характеру звучания, поскольку плавность пения заключается именно в плавном переходе от одной гласной к другой в любом вокальном произведении. Желательно, чтобы ученица мысленно представляла себе рисунок упражнения, то есть направление мелодического движения (вверх или вниз оно идёт, из каких интервалов состоит); она должна также представить себе высоту, силу звука, его характер, ритм и темп движения. Такое серьёзное отношение к упражнениям является основой развития вокальной техники, подвижности голоса. После частого повторения вокальные навыки через определённое время закрепляются, становятся привычными. Более протяжённые, развёрнутые упражнения лучше сначала петь медленно, слыша каждый звук и осознавая его интонационно. Затем можно постепенно ускорять темп. Порядок пения упражнений каждый урок полезно изменять, чтобы не было механической повторяемости их изо дня в день, что притупляет внимание. Неожиданное изменение исполняемых упражнений вызывает заинтересованность, свежесть восприятия и как следствие - сосредоточенность внимания, которое должно быть всегда активным. При утомлённом внимании ученица не может контролировать себя, и во время занятия могут появиться неправильные вокальные навыки.
        С каждым новым семестром упражнения постепенно изменяются в сторону усложнения технических трудностей. Полученная в ходе работы над упражнениями вокальная подготовка совершенно необходима при исполнении художественных произведений.
        Вокализы как бы продолжают первую часть урока - упражнения. Каждый из них содержит в себе конкретную техническую трудность («стаккато», «легато», расширение диапазона и проч.). Сначала мы поём вокализ в медленном темпе - при этом ученица сама может следить за ровностью звучания, чистотой интонации и динамическими указаниями автора. Когда выработается ровность звуковедения, можно прибавлять темп, особенно в тех вокализах, где требуется лёгкость, подвижность голоса. Обычно ученица поёт вокализ с названием нот, то есть сольфеджируя, а затем уже - на нужные гласные («о», «а» и др.). Поскольку, как уже говорилось, наши учащиеся приходят в класс вокала, как правило, с минимальными рабочими голосами, то я подбираю для них сначала самые простые вокализы Абта, а затем уже мы переходим к вокализам Конконе, Мирзоевой или Панофки.


    Работа над исполнением


        Заключительная часть урока - исполнение произведений с текстом. Эту работу надо рассматривать поступенно, от курса к курсу.
        В первый год обучения я избегаю давать учащимся произведения с большой романтической приподнятостью, вызывающие сильный эмоциональный подъём и мешающие ровному звуковедению. Увлекаясь исполнительством, учащиеся забывают о технике, которая является основой пения. Кроме того, технически сложные произведения могут привить неправильные навыки, которые затем трудно будет исправить.
        Поэтому для начала я предлагаю нетрудные арии старинных итальянских композиторов Перголези, Скарлатти, Буонончини, романсы Бортнянского, Козловского, Алябьева, Титова, вокальные пьесы Грига, Моцарта, песни для детей Шумана, Брамса, а также песни различных народов и детские, то есть профессиональный репертуар. Исполнение старинных арий вырабатывает ровность вокальной линии, чистую интонацию. Спокойное дыхание. Со временем, когда эти навыки постепенно вырабатываются и закрепляются. Я усложняю репертуар, даю произведения Баха, Генделя, Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова и др. в связи с этим усиливается эмоциональная и психологическая насыщенность программы.
        После прослушивания произведения в целом желательно познакомиться поближе с творчеством композитора и автора слов, с эпохой, в которую они творили. Это способствует обогащению внутреннего мира наших учащихся, помогает правильно разобраться в текстовых обозначениях при разучивании.
        К последующим урокам, когда учащиеся могут спеть произведение целиком (или крупную его часть), стараюсь прослушать всё, не прерывая, и понять, есть ли у них какие-либо исполнительские намерения. Иногда при этом выявляется неверное понимание произведения в целом или крупные недостатки в исполнении. Прошу тогда рассказать. как учащийся понимает эту музыку и смысл литературного текста, затем предлагаю, как лучше трактовать его, какой выбрать план исполнения, обращаю внимание на нюансы. Дома учащиеся продолжают работать над поставленными перед ними задачами. Постепенно «впевая» с ними произведения, провожу ещё долее детальную вокальную и художественную работу. И наконец приходит сознательное и осмысленное исполнение. Если произведение не «выходит» сразу, я откладываю его на некоторое время (месяц-два), а затем, когда учащиеся начинают справляться с вокально

    *         *         *

        Урок - это творческий акт. Он предполагает свободное, ничем не скованное пение, поэтому очень плохо, когда ученица поёт, стоя сзади концертмейстера и глядя в ноты. Обычно наши учащиеся имеют специальные нотные тетради с выписанными в них мелодией и текстом произведений. Исходя из стиля, желательно исполнять их на языке оригинала, то есть итальянские арии – по-итальянски и т.д. Начинающая певица должна стараться выражение своих чувств слить с чувством композитора, вложенным в произведение. Но в то же время и не забывать о возможностях своего голосового аппарата. Её исполнение должно быть всего заранее обдуманным, сохраняющим как мысли и эмоции автора, так и его стиль в целом. В самом деле, слушая певцов, имеющих замечательные голоса, приходишь к выводу, что чем меньше они связывают своё исполнение с музыкальным стилем, характером и содержанием произведения, тем меньше они увлекают слушателей. На первой вещи знакомишься с голосом, а на второй, третьей и т.д.. если кроме голоса ничего нет, певец начинает надоедать. И наоборот, слушая певца со средними музыкальными данными, но с хорошими исполнительскими способностями, забываешь о качестве его голоса и следишь за мыслью, перевоплощением в каждом новом произведении и понимаешь, как мастерски это сделано. Правильное понимание музыки рождает бесконечное разнообразие средства выразительности.


    Об ансамбле с концертмейстером

        Большое значение в работе с любым вокальным произведением имеет ансамбль певца и пианиста. Каждый из них по отдельности не может раскрыть художественный образ произведения, поскольку мелодия его органически связана с её гармонической основой. Они пронизаны единой динамической линией развития. Пианист должен знать стиль исполняемого произведения, характер его звука. От правильного понимания содержания произведения пианистом зависит и подход к нему вокалиста. Верное фортепианное сопровождение создаёт уверенность певцу, даёт ему опору для звучания, поддерживает его и помогает находить в голосе ту или иную эмоциональную краску.
        Таким образом, наши занятия   –   это сложнейший творческий процесс взаимодействия преподавателя, учащихся, концертмейстера и авторов исполняемых вокальных произведений.



Главная                   Содержание                   Другие авторы