Все работы Н.К.Корневой                   Главная                   Содержание                   Другие авторы


Проект   концертного   цикла
«Детская   филармония»
(1998)


Организация и культурно-просветительское
значение «Детской филармонии»

    Концертные программы рассчитаны на аудиторию дошкольного возраста. Мероприятия "Детской филармонии" могут проводиться в дошкольных учреждениях различных районов города, и прежде всего там, где студенты СПВПУ №2 проходят педагогическую практику.
    Концерты предполагают знакомство маленьких слушателей с лучшими образцами классической и современной музыкально-поэтической культуры, а также с народным творчеством - сказками, песнями, играми, инструментальной музыкой. В этом их большое просветительское значение. Организуются и проводятся концерты силами самих студентов.


Планирование концертных программ


    Для программ «Детской филармонии» тщательно отобран вполне понятный и доступный данному возрасту репертуар. Он открывает детям новый, незнакомый прежде мир музыки и поэзии, а также блистательные созвездия выдающихся композиторов прошлого и настоящего. Маленькие слушатели встречаются с музыкальным наследием русской и зарубежной классики. Это - песни и романсы Глинки, Чайковского, Калинникова, Мусоргского, Бетховена, Моцарта, Шумана, Брамса и многих других.


Темы концертов

    Они могут быть самыми разнообразными:
        1. Праздники: Новый год, Рождество, 8 марта, День Победы, праздник Мира и Дружбы, «Здравствуй, осень» и т.д.
        2. Великие имена: композиторы, писатели и поэты, художники.
        3. Окружающий мир: природа, мир животных и птиц, любовь к Родине, жанровые картины.
        4. Юбилейные программы: например, 1999 год - 200-летний юбилей А.С.Пушкина, 2006 год – 250-летний юбилей В.А.Моцарта и 75-летний юбилей Андрея Петрова.
        5. Игровые программы: юмор, песни-шутки, сказки и др.

Примеры использования материалов:
      - «Времена года». Классические произведения для детей.
      - Песни и романсы - Чайковский: «Осень», «На берегу», «Весна», «Вечер», «Колыбельная песня в бурю», «Зимний вечер», «Старинная французская песенка»; Кюи: «Майский день», «Осенняя песня», «Зима» , «Май», «Весенняя песенка» ; Яковлев «Зимний вечер»; Мусоргский «Вечерняя песенка» ; Алябьев «Зимняя дорога», Аренский «Там вдали, за рекой», «Детская песенка»; Моцарт «Весенняя»; Шуман «На рассвете», «Подснежник» , «Приход весны»; Дубравин «Капельки», «Музыка в лесу», «Снегири»; Красев «Летний вальс»; Крылатов «Кабы не было зимы», Соснин «Солнечная капель». Чичков «Родная песенка». «Самая счастливая».
      - стихи о природе Пушкина, Лермонтова, Плещеева, Тютчева
      - фортепианные пьесы из детского альбома Чайковского
      - репродукции картин Шишкина, Саврасова, Левитана, Куинджи.


Ход концертов

    В начале концертной программы необходимо вступление - рассказ о том или ином событии или явлении, которому она посвящена: о композиторе, поэте, явлении природы, празднике и проч. Говоря о творце произведения как о деятеле культуры, можно упомянуть о времени, когда оно создавалось, о культуре и быте той эпохи. К примеру, при рассказе о няне А. С. Пушкина Арине Родионовне в концертной программе, посвященной пушкинскому юбилею, можно и нужно включить в него воспоминания современников и самого поэта, затем предлагается слушание русской народной песни «Как у нас было на улице», записанной самим поэтом и романс Яковлева «Зимний вечер».
    Перед исполнением романса или песни могут быть использованы поэтические или прозаические тексты, которые предваряют его, подготавливая требуемое настроение. Это стихи и проза русских и зарубежных мастеров слова - Пушкина, Тургенева, Фета, Чехова, Гёте, Гейне… Могут также быть использованы произведения живописи, помогающие созданию образа. Например, перед исполнением «Осенней песни» Кюи эпиграфом к ней может стать стихотворение А. С. Пушкина и картина Левитана «Осень». В этом случае малыши соприкасаются сразу и с музыкальным произведением, и с поэзией, и с живописью.


Подготовка программ

    Программы готовятся как на уроках выразительного чтения, так и на индивидуальных занятиях в музыкальных классах - вокальном и фортепианном. Здесь студенты проходят техническую и исполнительскую подготовку в работе с преподавателем и концертмейстером. Совместно с ними проводится поиск нужных средств выразительности, подбирается тональность исполнения и т.д.
    Предлагаемые для концертов вокальные произведения написаны ясным и понятным для детей музыкальным и поэтическим языком. Они прекрасно передают художественный образ и помогают детям войти в мир искусства.