Все работы Н.К.Корневой                   Главная                   Содержание                   Другие авторы


Мутационный   период   в   голосе   у   девочек
(1977)

          Вопрос о том, есть ли мутация у девочек, ещё недостаточно изучен и мало освещён в литературе. Но однако ряд авторов дореволюционного периода и советского времени отмечали и отмечают в своих трудах возрастные изменения у девочек, именуя их термином «мутация». Отдельно надо сказать об исследованиях И.И.Левидова. В его книгах есть указания на то, что у девочек происходит «эволюция» голоса и мутация не наблюдается. Под мутацией он подразумевает резкий перелом голоса, а эволюцией предлагал называть плавные и постепенные изменения в голосе девочек. Левидов отмечает, например, что сами девочки и их родители, а также и педагоги в большинстве случаев не замечают происходящих у девочек изменений в голосе, хотя эти изменения и существуют. Термин «эволюция», предложенный Левидовым, не даёт правильного представления о происходящих у девочек изменениях в голосе в переходный период, так как в голосовом аппарате всё время идёт процесс развития, появляются новые качества. Вследствие этой точки зрения у большинства вокальных педагогов сложилось не совсем верное представление о том, что у девочек нет ясно выраженных возрастных изменений в голосовом аппарате и «щадящий» режим для голоса в этот период им не нужен. Но за последние годы в литературе появляется ряд работ, в которых на основании наблюдений и специальных исследований отмечаются случаи ясно выраженных изменений в голосовом аппарате у девочек во время переходного периода которые отражаются на звучании голоса (работы Е.М.Малининой (1953 г.), Н.Л.Орловой (1960 г.), Т.М.Шамгиевой (1965 г.). Е.М.Малинина в своей работе «Вокальное воспитание детей» пишет, что «…основное различие мутации девочек от мутации мальчиков заключается в том, что у девочек голос не понижается на октаву, а если и изменяется в своём диапазоне, то лишь на какой-нибудь тон или полтона, и то лишь временно. Все происходящие изменения в голосе также тесно связаны с половым формированием девочки-подростка. Обычно все отклонения от прежнего нормального звучания предшествуют, совпадают или наступают после оканчивающегося полового созревания девушки». Некоторые признаки приближающейся мутации появляются иногда ещё в детском возрасте, когда голос девочки, звучавший в 10 – 11 лет ясно и полноценно, во всём своём объёме, начинает утрачивать звучность на центре диапазона (ми-бемоль - си первой октавы или фа первой - до второй). Такая беззвучность длится иногда недолго, но подчас и затягивается. В переходном возрасте голос совсем может не звучать. Однако со временем прежняя звучность голоса начинает постепенно восстанавливаться.
          Фониатрические наблюдения показали, что в этот период большие изменения претерпевает гортань. Если до 12 лет происходил постепенный и малозаметный её рост, то в переходный период она значительно увеличивается. Рост гортани происходит за счет щитовидного, перстневидного и горловидного хрящей. Одновременно с изменением отдельных частей гортани она меняется и по структуре (мышцы, связки, нервный аппарат). Эти изменения есть результат перестройки организма в переходном периоде. Очень подробно на этих изменениях останавливается Н.Д.Орлова в работе «Развитие голоса девочек» (1960 г.). На основании большого педагогического опыта и лабораторных исследований она доказывает, что в период роста изменения в голосовом аппарате сходны у обоих полов, но их характерные признаки у девочек выражены гораздо слабее, чем у мальчиков. Н.Д.Орлова отмечает, что период мутации нельзя рассматривать узко, только как перемену голоса вследствие роста голосового аппарата в период созревания: «Это - широкое понятия роста детского организма со всем комплексом происходящих в нём изменений, влияющих на голос и наиболее интенсивно проявляющихся в период формирования голоса». На основании исследований автор показывает значительные изменения в дыхательных движениях, которые имеют определённую закономерность и соответствуют характерным изменениям в голосовом аппарате (так, изменения дыхательной функции вели к нарушению голосообразовательной функции, что проявлялось в потере чистоты интонации, яркости, силы и тембра голоса).
          Е.М.Малинина в работе «Вокальное воспитание детей» предупреждает о такой возможности: девочка, которая прежде чисто интонировала, вдруг начинает понижать, и самая тщательная работа педагога не в состоянии устранить этот недостаток. Продолжительность неустойчивости интонации индивидуальна: иногда это проходит быстро, иногда длится очень долго, требуя тщательной работы над дыханием, и постепенно проходит, когда устанавливается должная координация в звукообразующих гортанных и дыхательных органах. Часто в голосе появляются сипота, призвуки, что также связано с развитием мышц гортани, изменение которых придаёт голосу новое качество.
          Очень частое явление при формировании голоса девочек - усиленная работа языка, который в своём росте изменяет и движения, отчего слово становится нечётким. Язык усиленно работает своей спинной частью, от этого гортань принимает более низкое положение, голос соответственно начинает звучать ниже и артикуляция становится очень глубокой. Голос затягивается, что не всегда соответствует его основной природе.
          В мутационный период режим голоса имеет решающее значение, так как правильное обращение с ним содействует более быстрому его успокоению, появлению ровности звучания и новой тембровой окраски. При несоблюдении режима гибнет немало хороших и перспективных голосов подростков. Причём срывают голоса не только поющие, но и те, которые кричат. Это отражается на здоровье голоса, на культуре речи.
          Отклонения звучания голоса в переходном периоде обязывают педагога проводить занятия осторожно и чутко. Необходимо освобождать девочек от пения во время менструации. Продолжительность периода смены голоса у девочек, как и у мальчиков, индивидуальна. Она может окончиться в возрасте от 17 до 20 лет. Этот период можно считать завершённым лишь при полной нормализации состояния гортани, при условии появления ровности голоса на всём диапазоне, при устойчивости тембра, а также при завершении физического формирования всего организма в целом.