Все работы                   На главную                   Содержание


Работа с фонограммой и микрофоном


    В последние годы учащиеся нашего вокального класса постоянно выступали на различных концертных площадках школьного и городского уровня. При этом нередко в положениях к фестивалям и конкурсам звучало требование использовать фонограммы, для чего стало необходимым на уроках вокала осваивать пение с микрофоном. А это, в свою очередь, потребовало от концертмейстера овладения цифровой техникой. И в частности, различными программами для записи и обработки звука.
    Автору пришлось приобрести синтезатор и в течение нескольких месяцев изучать звукооператорские «премудрости», а затем делать множество минусовых фонограмм с их последующей компьютерной обработкой. Эти записи до сих пор используются нами как в повседневной работе на уроках вокала, так и на выступлениях. Таким образом, фонограммы постепенно стали неотъемлемой частью всевозможных концертных мероприятий последних лет.
   
    Первоначально музыка записывалась на различных носителях, в зависимости от воспроизводящего устройства - на аудиокассетах (при наличии деки, микшера и усилителя), на дискетах (при наличии соответствующего синтезатора как MIDI-контроллера) и CD-дисках. В период примерно с 2005 по 2008 год почти повсеместно звукооператоры музыкальных конкурсов требовали, чтобы фонограммы были выполнены исключительно на CD-дисках в формате CDDA с закрытой сессией, поскольку именно таким образом выполненные записи отвечали возможностям звуковоспроизводящей аппаратуры. Однако в последние годы запросы операторов ещё более повысились, поэтому на сегодняшний день стандартным для записи и воспроизведения «минусовок» является формат WMA, как в наибольшей степени отвечающий требованиям к качеству звука. Распространенный формат MP3 считается непрофессиональным, а потому нежелательным. При этом вопрос о типе носителя стал на сегодняшний день, к счастью, непринципиальным. Надо признать, что записи «минусовок» требуют большой и длительной подготовительной работы, а также значительных материальных затрат.
    Программами для записи, с помощью которых изготовлялись наши фонограммы, явились «Cakewalke», «Sonar» и «Nuendo», а для обработки звука - «Vegas», «Sound Forge» и «Pianissimo».
    Работа над фонограммами должна рассматриваться не только с технической стороны, то есть как процесс наигрывания на синтезаторе и форматы «конечного продукта», но и с художественной - сюда относятся фактура и оркестровка, оптимальные для каждого конкретного случая, правильный подбор тембров, избегание «механистичности» звучания аудиодорожек.
   
    Необходимо отдельно остановиться на пении с микрофоном. Это специфический вид певческого искусства, весьма отличный от классического вокала. Микрофон требует меньшей силы и глубины подачи звука, чем это требуется в академическом пении. Его нужно держать постоянно на точно выверенном расстоянии от источника звука, то есть речевого аппарата. И именно исполнение под фонограмму прививает нашим учащимся умение владеть микрофоном, доносить до слушателя текст песни, и, что самое главное - он способствует выправлению чистоты интонации, ибо акустика выдаёт любую малейшую звуковысотную неточность.
    Хочется особо подчеркнуть, что мы никогда не используем в работе караоке, которое изначально рассчитано на «усреднённого» исполнителя, не имеющего, как правило, слуховых, ритмических и голосовых данных, а зачастую и музыкального вкуса. Все фонограммы, которые мы делаем, выполняются индивидуально для каждого ученика или ученицы (либо для конкретного ансамбля), в зависимости от их данных: силы звучания голоса, манеры исполнения и т.д. А поскольку нашим исполнителям не всегда удаётся интонировать чисто, то приходится вплетать в музыкальную ткань вокальную мелодию, накладывая с этой целью при записи отдельную звуковую дорожку - например, с тембром флейты или иного приближенного к тембру голоса инструмента (её можно при надобности отключать). Что касается поддержки ударных, то мы никогда не злоупотребляем ими, - а ведь этим грешит большинство современных «минусовок», и особенно в караоке. Фонограммы должны быть выполнены с музыкальным вкусом и отличаться изяществом и прозрачностью фактуры, что в немалой степени может поспособствовать победе на вокальных конкурсах.

М.Ю.Строков

2012 г.