Все работы                   На главную                   Содержание


Цели и задачи обучения детей пению

    Если ребёнок начал заниматься музыкой, его развитие должно проводиться комплексно, то есть наряду с занятиями фортепиано, с развитием исполнительских и моторно-мышечных функций следует также развивать и его голосовые данные, активизировать слух и стремление к чистому интонированию. Без этого музыкально-эстетическое развитие школьника будет неполноценным.
    Петь хотят и любят, по нашим наблюдениям, почти все дети, и было бы педагогической ошибкой отказывать им в этом желании, при всей разнородности их музыкальных данных. Тем более, что песенный материал мы разучиваем прежде всего «на вынос», то есть для участия в концертах и конкурсах. А это требует и обязательной работы над исполнительскими, сценическими навыками - уверенности на сцене, чёткой, «близкой» подаче слова, умения довести своё выступление до конца при любых условиях, - и других.
    Автор, на протяжении многих лет занимающийся музыкой с детьми всех возрастов, является противником понятия «вокал» применительно к школьникам, особенно начальных классов, не говоря уже о дошкольниках. Родители любят «фигурять» этим словом, но просьба какой-нибудь мамы принять её семилетнюю дочь в «класс вокала» выглядит странной. О настоящем вокале, то есть профессиональной постановке певческого голоса, можно говорить лишь после мутации, то есть после 14 – 17-летнего возраста обучающегося. А до этого правильнее было называть эти занятия просто уроками пения. Или хотя бы (но не раньше средних классов школы) постановкой голоса.
    Процесс приспособления и развития голоса для пения, есть процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков, выработка полезных и правильных певческих привычек. Но вместе с тем крайне важно развивать у обучающихся хороший вкус на лучших примерах музыкальной литературы, в том числе и эстрадной.
    Задачей класса постановки голоса является, таким образом, введение учеников в мир мелодических образов, развитие у них элементарных навыков выразительного исполнения нетрудных песен (непременно с достаточно ярко выраженной мелодической линией). Наряду с этим они должны хотя бы в небольшой степени овладеть умением раскрывать художественный образ музыкальных произведений. Этому в основном и посвящаем мы свою работу. В ней используется следующая литература:

        1.   «Начальное обучение пению» (издание АПН, под .ред. М. Румер и Н.Орловой) (М.,1960 г.)
        2.   И.А.Браудо «Артикуляция» (Л., 1951)
        3.   Вопросы теории и эстетики музыки, выпуск 1
        4.   Вопросы вокальной педагогики, выпуск 3 (М., 1966)
        5.   Н.К.Корнева «Основные недостатки звукообразования и пути их устранения» (архив ЛМПУ №6 , 1988)
        6.   Е.Ручьевская «Слово и музыка» (М.. 1960)
        7.   А. Шопенгауэр «О сущности музыки» (Москва, 1919)
        8.   Роберт Шуман «Избранные статьи о музыке», «Советы юным музыкантам» (М., 1956)
        9.   Б.Л.Яворский «Элементы строения музыкальной речи» (М.. 1930)
        10.   Учебные материалы к программе по музыке для общеобразовательных школ (мат-лы РГПУ им. Герцена, СПб, «Образование», 1992 г. )