Все работы Н.К.Корневой                   Главная                   Содержание                   Другие авторы


Н.К.Корнева, М.Ю.Строков
СЦЕНАРИЙ
литературно-музыкальной композиции,
посвящённой Александру Сергеевичу ПУШКИНУ

(к 200-летию со дня рождения)



1. «Красавицы, для вас одних...» (вступление)

        Звучит «Полонез» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Под его музыку выходят участники 1 – 4 частей спектакля в костюмах пушкинской эпохи. Исполнительницы вокальных номеров садятся на расставленные полукругом стулья в задней части сцены. Вперёд выходит 1-я чтица:


        Для вас, души моей царицы
        Красавицы, для вас одних
        Времён минувших небылицы
        В часы досугов золотых,
        Под шёпот старины болтливой,
        Рукою верной я писал;
        Примите ж вы мой труд игривый!
        Ничьих не требуя похвал,
        Счастлив уж я надеждой сладкой,
        Что дева с трепетом любви
        Посмотрит, может быть, украдкой
        На песни грешные мои.


2. Лукоморье (Арина Родионовна)

          2-я чтица:

              У лукоморья дуб зеленый;
              Златая цепь на дубе том:
              И днем и ночью кот ученый
              Всё ходит по цепи кругом;
              Идет направо - песнь заводит,
              Налево - сказку говорит.
                  (Из поэмы «Руслан и Людмила»)




      Музыкальный фон –
      Баллада Финна
      из оперы М.И.Глинки
      «Руслан и Людмила»

3-я чтица:

    - В Михайловском рядом с домом Пушкина под сенью большого двухвекового клёна, среди густых кустов сирени, акации и жасмина, кое-где увитых зелёным хмелем, стоит маленький деревянный флигелёк. Флигелёк этот был построен ещё Осипом Абрамовичем Ганнибалом в конце 18 века вместе с большим господским домом. В нём помещалась баня и светёлка. В этой светёлке при А.С.Пушкине жила Арина Родионовна Яковлева - вольноотпущенная крестьянка, любимая няня, приобщившая мальчика к сокровищнице народного творчества – народным сказкам да песням.

      1-я чтица:

        Подруга дней моих суровых,
        Голубка дряхлая моя!
        Одна в глуши лесов сосновых
        Давно, давно ты ждёшь меня.
        Ты под окном своей светлицы
        Горюешь, будто на часах,
        И медлят поминутно спицы
        В твоих наморщенных руках.
        Глядишь в забытые вороты
        На черный отдаленный путь;
        Тоска, предчувствия. Заботы
        Теснят твою всечасно грудь...





3-я чтица:

    - А когда поэт был отправлен в ссылку в Михайловское, он больше 2 лет провёл в одиночестве, но рядом с доброй «подружкой юности своей», столь милой сердцу нянюшкой… В баньке Пушкин принимал ванну, когда наступали холода и он не мог купаться в Сороти. В светлицу няни приходил, когда ему было особенно одиноко. Здесь, у няни, он чувствовал себя как у Бога за пазухой. Сюда он шёл отдохнуть, послушать ещё и ещё раз её чудесные сказки. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное…Старинные сундуки, лавки, в красном углу «под святками» стол, покрытый домотканной скатертью; жужжащее веретено. В другом углу – русская печь с лежанкой и пучками душистых трав. Напротив печи на полке медный самовар, дорожный погребец, глиняные бутыли для домашних наливок - анисовки, зубровки, грушевки, до которых Александр Сергеевич был ах какой большой охотник. Долгими зимними вечерами звучали пленительные рассказы няни про старину, бывальщину и небывальщину…



      2-я чтица:

        Наперсница волшебной старины,
        Друг вымыслов, игривых и печальных,
        Тебя я знал во дни моей весны,
        Во дни утех и снов первоначальных.
        Я ждал тебя; в вечерней тишине
        Являлась ты весёлою старушкой
        И надо мной сидела в шушуне,
        В больших очках и с резвою гремушкой.
        Ты, детскую качая колыбель,
        Мой юный слух напевами пленила
        И меж пелен оставила свирель,
        Которую сама заворожила.

              Вокальным ансамблем исполняется один из первых
      романсов на стихи А.С. Пушкина «Зимний вечер» - музыка М.Яковлева:

          Буря мглою небо кроет,
          Вихри снежные крутя;
          То, как зверь, она завоет,
          То заплачет, как дитя.
          То по кровле обветшалой
          Вдруг соломой зашумит,
          То, как путник запоздалый,
          К нам в окошко застучит.

          Наша ветхая лачужка
          И печальна и темна.
          Что же ты, моя старушка,
          Приумолкла у окна?
          Или бури завываньем
          Ты, мой друг, утомлена,
          Или дремлешь под жужжаньем
          Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

3. "Ты рождена воспламенять..." (женщины, которых он любил)

      1-я чтица:

        В начале жизни мною правил
        Прелестный, хитрый, слабый пол;
        Тогда закон себе я ставил
        Его единый произвол.
        Душа лишь только разгоралась,
        И сердцу женщина являлась
        Каким-то чистым божеством
        Владея чувствами, умом,
        Она сияла совершенством.
        Жить, умереть у милых ног
        Иного я желать не мог!

            Из неопубликованной части 4-й главы «Евгений Онегин» (текст был
            напечатан в журнале «Московский вестник» в октябре 1827 года)




              Исполняется «Восточный романс» на музыку А.С. Даргомыжского:


              Ты рождена воспламенять
              Воображение поэтов,
              Его тревожить и пленять
              Любезной живостью приветов,
              Восточной странностью речей,
              Блистаньем зеркальных очей
              И этой ножкою нескромной;
              Ты рождена для неги томной,
              Для упоения страстей.

              (Из стихотворения «Гречанке»,
              посвященного Калипсо Полихрони ,1822)


4. Ольга Калашникова
(дочь крепостных крестьян Пушкина)


        Под музыку «Хора девушек» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»
        выходит исполнительница роли О. Калашниковой.

      2-я чтица:

        И являлася она
        у дверей иль у окна,
        ранней звёздочки светлее,
        розы утренней свежее.
        Лишь её завижу я,
        Мнилось – легче вкруг меня
        Воздух утренний струился,
        Я вольнее становился.
        Девы радости моей
        Нет! - на свете нет милей!
        Кто посмеет под луной
        Спорить в счастии со мною?
        Не завидую царям,
        Не завидую богам
        Как увижу очи томны,
        Тонкий стан и косы тёмны.
        Так певал, бывало, ей,
        И красавицы моей
        Сердце песнью любовалось
        Но блаженство миновалось…

           (1825, Михайловское)






3-я чтица:
    - 1825-й год, Михайловское, лето. Он так любил природу этих мест, так близко познакомился с крестьянами, с простыми людьми, живущими в поместье, полюбил он их, они его. С удовольствием слушал народные сказки и песни. В числе дворовых людей был Михайло Иванович Калашников, а у него дочь Ольга – юная красавица, которую со всем пылом души полюбил молодой барин.


        Вокальным ансамблем исполняется русская народная песня, записанная А.С. Пушкиным:


    Как у нас было на улице,
    У нас на широкой.
    Ой, люшеньки, люли-люли,
    У нас на широкой.

Красны девки разыгрались,
Молодушки расплясались,
Ой, люшеньки, люли-люли,
Молодушки расплясались.

Одна девка лучше всех,
На ней лента шире всех.
Ой, люшеньки, люли-люли,
На ней лента шире всех.

3-я чтица:
    - Он был любим и счастлив. Работалось легко и радостно. Был в ладу с собой и со всеми окружающими. Носился по комнатам колесом, пел, хохотал, палил из пистолетов, пугал кур и индюшек, теснившихся возле погреба. Всюду совал свой нос: на конюшню, в птичник, в кузницу. Сам был добр и ласков со всеми.

        Звучит «Вокализ» из к\ф «Станционный смотритель», музыка И.Шварца.
        На его фоне 1-я чтица продолжает исполнять прозу С.С.Гейченко:


    - Они шли по берегу маленького озера. Озеро было синее, и небо синее, и глаза синие. И он смотрел ей в глаза. И через их синь видел бездонное синее небо. Шёл и думал: «Вот иду как царь!» И смирялась тревога души; и шёл всё быстрее и быстрее. А она – еле за ним поспевала, милое, божье создание!

        Звучит музыка «Венгерской Рапсодии» N 2 Ф.Листа (вариант: «Цыганочка»).

2-я чтица:
- Цыгане приехали накануне вечером. Здесь у дороги, изрытой дождями, встали их шатры. На берегу реки паслись стреноженные кони. Возле них стоял молодой красивый цыган, любуясь своими лошадьми.
- Похоже, вы здешний барин… но мы Вас раньше не видели. А её, – он кивнул на девчушку, – мы знаем, она дочка Михайлы Ивановича… Красавица!
Из шатра вышла цыганка с маленьким цыганёнком на руках. Низко поклонилась:
- Погадаем, жизнёнок, погадаем, краля?
- Ну, мне гадать… я и сам умею гадать, а вот её погадай, да хорошенько, хорошенько.
Цыганка протянула руку:
- Положи денежку!
Пушкин вынул из кармана золотой, положил гадалке на ладонь. Глаза цыганки вспыхнули радостью:
- А теперь, жизнёнок, иди!.. А ты, дитёнок, иди сюда…
Когда пришло время уходить, она низко поклонилась гадалке:
- За ваши речи – бог вам навстречу.
А потом, когда отошли к дороге, горько зарыдала.
- Что с тобой, душа моя? – спросил Пушкин.
Она взглянула на него и, махнув рукой, промолвила тихо: - «Не знаю… Так!.. Недостойная я.

        На фоне русской церковной музыки (вариант: С.В.Рахманинов, N 4-Б из «Литургии Иоанна Златоуста»)
продолжает читать:


    - А ночью, как весь дом заснул, стала на колени перед образом и шептала:
- Пресвятая дева, о всех молящаяся, и обо мне, недостойной – воспошли прощение. Прими, заступница, усердную, горькую молитву мою, прими мой грех, беду мою безмерную! Спаси меня! Помилуй нас.
    В келье Пушкина всю ночь тоже горела лампа. Он сидел молчаливо и тихо за столом - писал свои стихи.


              Дитя, не смею над тобой
              Произносить благословенья.
              Ты взором, мирною душой
              Небесный ангел утешенья.
              Да будут ясны дни твои,
              Как милый взор твой ныне ясен,
              Меж лучших жребиев земли
              Да будет жребий твой прекрасен.

- Затем открыл крышку сундучка-подголовника, положил в него рукопись и запер сундучок на ключ.


        Исполняется романс А.Алябьева на слова А.Кольцова «Соловей»




А Н Т Р А К Т



5. «...На берегах Невы,
Где, может быть, родились вы...»

(Анна Алексеевна Оленина)
       

    Вновь под музыку Полонеза П.И.Чайковского входят участники 5-8 частей спектакля.

II чт.:
    - 1827 год, Петербург. Прелестное девичье личико завладело фантазией поэта. Он готов был простить Петербургу его холод, гранит , скуку, дух его неволи.

    Исполняется романс И. Шварца из к/ф «Станционный смотритель»:





        Город пышный, город бедный,
        Дух неволи, стройный вид,
        Свод небес зелёно-бледный,
        Скука, холод и гранит.


        Всё же мне вас жаль немножко,
        Потому что здесь порой
        Ходит маленькая ножка,
        Вьётся локон золотой.


    Обладательница этой ножки и этого голоса – Анна Алексеевна Оленина, дочь А.Н.Оленина, директора Публичной библиотеки и президента Академии Художеств. Намерения у Пушкина были самые серьёзные. В тетрадях его, относящиеся к этому времени, то и дело повторяется анаграмма имени и фамилии Олениной.
    Однажды в разговоре Оленина увлеклась и сказала Пушкину «ты», и на другое воскресенье он привёз ей стихи:

    Исполняется романс Ц.Кюи:

      Пустое вы сердечным ты
      Она, обмолвясь, заменила
      И все счастливые мечты
      В душе влюблённой возбудила.
      Пред ней задумчиво стою,
      Свести очей с неё нет силы;
      И говорю ей: как вы милы!
      И мыслю: как тебя люблю!


    Отец Анны знал и ценил Пушкина, но не особенно обрадовался, услышав, что влюблённый поэт готовится не на шутку сделать предложение его дочери. Поэт сватался, но получил отказ.

    Исполняется романс Ц.А Кюи «Сожжённое письмо» (вариант: романс И.Шереметева «Я вас любил»)



5. ««...Её очи
яснее дня, темнее ночи»
»
(Мария Николаевна Волконская)



          Среди рассеянной Москвы,
          При толках виста и бостона
          При бальном лепете молвы
          Ты любишь игры Аполлона
          Царица муз и красоты,
          Рукою нежной держишь ты
          Волшебный скипетр вдохновений.
          И над задумчивым челом
          Двойным увенчанным венком,
          И вьётся, и пылает гений.
          Певца, пленённого тобой
          не отвергай смиренной дани,
          Внемли с улыбкой голос мой,
          Как мимоездом Каталани
          Цыганке внемлет кочевой

              (Княгине З.А.Волконской)





                  Я знал любовь не мрачною тоской.
                  Не безнадёжным заблужденьем
                  Я знал любовь прелестною мечтой,
                  Очарованьем, упоеньем.

                      (В.Раевскому)
Исполнительница роли М.Н.Волконской читает «Записки» Волконской на пути в Сибирь:
    - В Москве я остановилась у Зинаиды Волконской, моей третьей невестки; она меня приняла с нежностью и добротой, которые остались мне памятны навсегда, окружила меня вниманием и заботой, полная любви и сострадания ко мне. Зная мою страсть к музыке, она пригласила всех итальянских певцов, бывших тогда в Москве и несколько талантливых певцов и певиц Московского общества.

Долее возможны несколько романсов и арий из числа тех, которые разучивались исполнителями на уроках вокала, например:

    М.И.Глинка "Я люблю - ты мне твердила"
    К.Джордани "Caro mio ben"

    - Я была в восторге. Я говорила им: «Ещё, ещё, подумайте, ведь я никогда больше не услышу музыки!»
    Исполняется ещё 1 – 2 произведения, например:


    А.С. Даргомыжский, стихи А.С. Пушкина - «Мельник»
    К.Глюк, ария Ришара из оперы «Королева мая»

    - Тут был и Пушкин, наш великий поэт; я его давно знала; мой отец приютил его в то время, когда он был преследуем императором Александром 1 за стихотворения, считавшиеся революционными. Отец взял его с собой, когда мы ездили на Кавказские воды, так как здоровье его было сильно расшатано. Пушкин этого никогда не забыл и ко всем нам питал чувство глубокой преданности..
    В качестве поэта, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек. Я помню во время путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с Софьей, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой. Увидя море, мы приказали остановиться, и вся наша ватага. Выйдя из кареты, бросилась к морю любоваться им. Оно было покрыто волнами, и не подозревая, что поэт шёл за нами я стала для забавы бегать за волной и вновь убегать от неё, когда она меня настигала; под конец у меня вымокли ноги; я это скрыла и вернулась в карету. Пушкин нашёл эту картину такой красивой, что воспел её в прелестных стихах. Мне было только 15лет.

      Как я завидовал волнам,
      бегущим бурной чередою,
      С любовью лечь к её ногам!
      Как я желал тогда с волнами
      Коснуться милых ног устами.

          ( «Евгений Онегин», глава 1)
    Позже, в «Бахчисарайском фонтане» он сказал:
      «её очи
      яснее дня, темнее ночи»

    - Во время добровольного изгнания в Сибирь жён декабристов он был полон искреннего восторга; он хотел вручить мне своё «Послание к узникам» («Во глубине сибирских руд») для передачи сосланным. Но я уехала в ту же ночь дальше, и он его передал Александре Муравьёвой»

    (М.Н.Волконская)



5. «Я помню чудное мгновенье...»
(Анна Петровна Керн)


Музыкальная заставка: вступление к романсу М.И.Глинки "Я помню чудное мгновенье".

    II чт.:
    - Она внушила поэту необыкновенно пылкое и страстное чувство. Ей посвящено одно из самых известных и прославленных лирических стихотворений. Она оставила нам воспоминания о Пушкине.

Выходит исполнительница роли А.П.Керн.



  II чт.:
    - До нас дошли его письма, адресованные ей. А.П. Керн шёл 27-й год, когда она приехала в Тригорское. В её жизни уже имели место многочисленные увлечения и ошибки. Ореол скандала окружал её голову. Их первая встреча произошла в 1819 году, в доме Олениных.

  II чт.: А.П.Керн :
    - На одном из вечеров я встретила Пушкина, и не заметила его. Но вскоре он дал себя заметить. За ужином Пушкин сел с моим братом сзади меня и старался обратить моё внимание комплиментами. Когда я уезжала, Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами.
(Воспоминания А.П.Керн)

    III чт.: -
    Затем они встретились в Тригорском и в течение месяца виделись почти каждый день.



          А.П.Керн:

          - Однажды после ужина тётушка предложила нам всем прогулку в Михайловское. Пушкин очень обрадовался, и мы поехали. Ни прежде, ни после я не видела его так добродушно весёлым и любезным. Приехавши в Михайловское, мы пошли прямо в старый запущенный сад, «приют задумчивых дриад», с длинными аллеями старых дерев, корни которых, сплетаясь, вились по дорожкам. Он подал мне руку и побежал скоро, скоро, как ученик, получивший позволения прогуляться. Подробностей разговора нашего я не помню, - он вспоминал нашу первую встречу у Олениных, выражался о ней увлекательно. Восторженно - «Вы выглядели такой невинной девочкой, на вас было тогда что-то вроде крестика, не правда ли? На другой день я уезжала в Ригу с А.Н.Вульф. Он пришёл утром и на прощание принёс мне экземпляр главы «Онегина» в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье».
Вновь звучит музыкальный фрагмент романса «Я помню чудное мгновенье».

   
    А.П.Керн:
   
    - Однажды он приехал ко мне вечером, и усевшись на маленькой скамеечке, которая хранится у меня как святыня, написал на какой-то записке:
   
   
Исполняется романс «Приметы» И. Шварца из к\ф «Станционный смотритель»:

      Я ехал к вам. Живые сны
      За мной вились толпой игривой,
      И месяц с правой стороны
      Сопровождал мой бег ретивый.

      Я ехал прочь – иные сны.
      Душе влюблённой грустно было,
      и месяц с левой стороны
      сопровождал меня уныло.

      Мечтанью вечному в тиши
      Так предаемся мы, поэты,
      Так суеверные приметы
      Согласны с чувствами души.

    - Писавши эти строки и напевая их своим звучным голосом, он при стихе «и месяц с левой стороны сопровождал меня уныло» заметил, смеясь: «Разумеется, с левой, потому что ехал назад»
    I чт.:
    - Из письма А.С.Пушкина А.П.Керн: «Ваш приезд оставил во мне впечатление более сильное и более мучительное, чем при первой встрече у Олениных. Самое лучшее, что я могу сделать в глуши моей печальное деревни – это постараться не думать больше о вас. Вы должны были бы сами желать для меня этого, если б в душе вашей была хоть капля жалости ко мне - но ветреность всегда жестока, и вы, женщины, кружа головы кому ни попало, всегда бываете рады узнать, что чья-то душа страдает в честь и во славу вам. Прощайте, божественная, я бешусь, и я у ваших ног.»
    (Михайловское, август 1825г.)
      Исполняется дуэтом романс А.С.Даргомыжского «Любить себя я позволяю...» на мелодию вальса И.Штрауса



8. Мадонна »
(Наталья Николаевна Гончарова)


   I чт.:

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает.

Куда бы ты не поспешал.
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье ,-
Но, встретясь с ней, смущённый, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
перед святыней красоты.
                            («Красавица»)




    III чт.:
    - Пушкин мгновенно пленился красотой юной Гончаровой, впервые увидев её на московском бале. Дважды сватался, и наконец-то получил удовлетворительный ответ. Он хотел жениться, чтобы наконец узнать счастье, ибо до сих пор счастья он не знал. Красота, молодость, свежесть, душевная нетронутость казались ему непременными для того условиями. Он был убеждён, что сумеет образовать юную жену сообразно своему идеалу.
   Идеал у него был весьма определённый и ко времени женитьбы окончательно сложившийся. То был идеал Мадонны. Но при том великосветской Мадонны, безукоризненно воспитанной, ибо молодая изящная светская женщина – совсем особенное существо.

      Исполнились мои желания. Творец
      Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
      Чистейшей прелести чистейший образец.

    Во время путешествия в Арзрум он пишет стихотворение, посвященное своей невесте Наталье Николаевне Гончаровой:
      Исполняется романс «На холмах Грузии» Н.А. Римского-Корсакова




9. Прошла любовь, явилась Муза
(финал)


                      I чт.:
                  ………..все поэты-
                  любви мечтательной друзья
                  бывало, милые приметы
                  мне снились, и душа моя
                  их образ тайный сохранила
                  их после Муза оживила.
                  Так я, беспечен, воспевал
                  И деву гор – мой идеал,
                  И пленниц берегов Салгира. * * *

                      II чт.:
                  Любви безумную ревогу
                  Я безотрадно испытал.
                  Блажен, кто с нею сочетал
                  Горячку рифм; он тем удвоил
                  Поэзии священный бред… * * *

                      III чт.:
                  Прошла любовь, явилась Муза
                  и прояснился тёмный ум.
                  Свободен, вновь ищу союза
                  волшебных звуков, чувств и дум!

                      («Евгений Онегин», глава 2, стихи 57-58)

    Всеми участниками (по одному куплету, последний – ансамблем) исполняется романс, созданный двумя гениями русской поэзии и музыки
                    «Я помню чудное мгновенье»

    Стихи Пушкин посвятил А.П.Керн, а музыку создал М.И.Глинка и посвятил этот прекрасный романс дочери А.П.Керн - Екатерине Керн.




З А Н А В Е С